Что такое Google Search Console: возможности и инструкция по работе с сервисом

24.01.2025
6 мин. чтения
Алексей Таранов

Что такое Google Search Console и как с ним работать. Как добавить на сайт: пошаговая инструкция. Советы новичкам. Правила работы с отчетами.

Содержание

Google Search Console – это инструмент Google, с помощью которого можно анализировать взаимодействие подотчетного сайта и глобального поисковика, чтобы встроить полученную информацию в стратегию продвижения. Сервис покажет вебмастеру, как видит сайт робот google, что конкретно ему не нравится и где можно поправить. Даже если оптимизатор вовсю использует Яндекс.Вебмастер, не стоит отказываться от возможностей, которые бесплатно (то есть даром) предоставляет его крупнейший конкурент.

Еще больше оптимизации: Google Search Console - что это вообще такое

Надо признать очевидное: в рунете существует только две популярные поисковые системы, каждая со своим характером, повадками и, самое главное, аудиторией. И если с Яндексом все понятно – мало ли, бывает, все-таки свой, родной, да и вообще у него метеозависимость, то злой буржуйский робот Google постоянно подкидывает вебмастерам новые задачки.

С начала 2020 Google перестал поддерживать Webmaster Tools и окончательно перешел на новую версию — Search Console. У вебмастеров было время привыкнуть, но обсуждение стоит до сих пор. А зря, потому что, консоль создана, чтобы облегчить нелегкий труд оптимизаторов и, недолог час, скоро будет новый дизайн. А массы еще к старому не привыкли.

Что можно сделать с помощью Search Console:

  • здесь можно увидеть общую ситуацию по сайту включая тренды, ошибки и изменения в выдаче
  • понять, какая страница проиндексирована, а какая нет
  • быстро понять позицию сайта в google-поиске по продвигаемым запросам
  • создать портрет представителя целевой аудитории, основываясь на самых популярных запросах, странах, возрасте, времени суток
  • проанализировать эффективность ключевых слов
  • проверить, как выглядит мобильная версия
  • оценить внешние ссылки
  • понять, как ресурс отображается в разных браузерах (для гугла самый родной chrome)
  • найти и исправить разнообразные ошибки на страницах вашего сайта

Инструмент Google Search Console – дело добровольное, никто не заставляет его использовать. Санкции от обиженного за невнимание поисковика не последуют.

Как добавить Search Console на сайт: пошаговая инструкция

Google не раздает конфиденциальную информацию всем подряд. Поэтому, чтобы добавить сайт в Google Search Console, нужно представится системе и доказать право собственности на ресурс. В качестве знакомства сойдет учетная запись с gmail-почтой, а доказывать права на сайт нужно с помощью DNS-параметров. Фактически это означает, что на сайт необходимо добавить уникальный токен, по которому робот совместит сайт и вход в консоль.

На главной странице Search Console сначала необходимо зарегистрировать сайт (нажимая кнопку «Добавить ресурс»), после чего перейти к подтверждению прав.

Гугл выделяет два варианта подтверждения в зависимости от вида ресурса:

Виды

Весь домен

Конкретный урл

Примеры

http://www.site.ru

http://www.site.ru/bauty

Подтверждение

Только DNS (вручную или автоматом, если провайдер есть в списке)

  • HTML-тег на главной
  • HTML-файл на сервере
  • с помощью аккаунта Google Analytics

Интерфейс подтверждения прав запутан совсем немного, вполне в духе гугла. Если сосредоточиться и следовать прямым пошаговым инструкциям, можно справиться за несколько минут. Если ничего не сбойнет, конечно.

Важно:

  • подтвердить права на сайт могут несколько человек (аккаунтов)
  • после подтверждения владелец может выдавать права разного уровня другим людям
  • пока робот видит токен, работает доступ в консоль
  • иногда подтверждение занимает день-два

Собирать данные по сайту консоль начинает с момента не подтверждения, а регистрации сайта на панели.

Что советует новичкам сам инструмент

После авторизации и подтверждения прав вебмастер получает доступ ко всем отчетам Google Search Console. А они если не безграничны, то при умелом использовании бесценны. В справке для пользователей гугл подробно рассказывает о своих преимуществах и рекомендует пользователям различные режимы контакта в зависимости от необходимости.

После сам сервис рекомендует обратить внимание на действительно важные вещи:

  • Убедитесь, что роботу ничего не мешает при сканировании, и все страницы видимы и находятся в поиске
  • Проверьте, как работает сайт на мобильных устройствах
  • Проведите проверку url, которые поисковик не видит
  • Сразу же перешлите файлы Sitemap. Это ускорит процесс индексирования и анализа страниц
  • Исследуйте эффективность ресурса в поиске

Как пользоваться гугловской консолью

Основные возможности консоли скрываются в подробных отчетах, которые предоставляются вебмастеру. Работа с Search Console открывается с общей страницы, на которой сразу можно увидеть отчет по эффективности (речь о кликах в поисковике) и покрытию (проиндексированные страницы). Чтобы увидеть все подробно, необходимо нажать кнопку «Открыть отчет» в верхнем правом углу. Все инструменты перечислены в боковой панели слева (язык Google Search Console настраивается).

Отчет об эффективности

Не будем скрывать: гугловская вкладка «Эффективность» — главное, ради чего занятый вебмастер регистрируется на Google Search Console. Это самые подробные, детализированные и честные данные, без которых невозможно продвижения в гугле. В этом отчете видно все страницы, до которых добрался или пытался добраться робот.

Какие данные можно получить:

  • эффективная семантика
  • изменения трафика
  • показы по дням
  • конверсию по страницам сайта
  • устройства, с которых заходили пользователи

По умолчанию панель использует только клики и показы. Для углубленного анализа нужно использовать дополнительные настройки. Можно выставить период (3 месяца), показатели средней CTR, позиции в выдаче. Методом нехитрых манипуляций можно выстроить график за 12 месяцев по конкретному запросу. Под графиком будет табличка со словами фразами, содержащим запрос, по которым тоже выводится ресурс.

Дополнительно из отчета можно вытащить информацию по самым ранжируемым запросам (и кликам по ним), а также по страницам с минимальной конверсией

Проверка URL

Любимый сервис всех новичков – вкладка «Проверить URL», на которой можно отслеживать, «видит» ли поисковик страничку. Процесс проходит быстро и самоочевидно: адрес нужно вбить в строку поиска и инструмент покажет, прошло ли индексирование.

С помощью этого инструмента вы сможете:

  • запросить индексирование новой страницы и таким образом ускорить попадание новинки в поиск
  • аналогично, но ускорить переиндексацию дополненной странички
  • при неудовлетворительных показателях странички провести работу над ошибками, нажав «Изучить»

Отчет по покрытию

В этом разделе Search Console собираются данные обо всех проиндексированных и исключенных из поиска страницах. Результаты выводятся столбцами, но их можно посмотреть по одной и принять определённые меры.

Просмотрев страницы, исключенные из поиска, вебмастер может части из них запросить индексирование. На остальных исправить проблемы и довести до требуемого гуглом качества.

Карта сайта

Не нужно недооценивать XML-документ, который помогает ботам в навигации по сайту. Через этот инструмент периодически нужно отправлять файлы sitemaps и отслеживать, чтобы они были без ошибок обработаны.

Ошибки в карте сайта указывают на то, что не все страницы сайта проиндексированы гуглоботом.

Юзабилити для мобильных

Даже если ваш сайт рассчитан на оптовых покупателей соснового кругляка, весьма вероятно, что смотреть страницы будут на смартфоне. Гугл предупреждает: не забывайте о мобильных девайсах! Оптимизируйте контент под смартфоны, планшеты и вообще все, что в ближайшем времени появится. Мобильный трафик вырывается вперед, в некоторых направлениях далеко обходя дестопы.

Для понятности отчет раскрашен в светофорные цвета: любые проблемы с использованием мобильных отобразятся красным.

Под картинкой будет сводная таблица с проблемными страницами и самыми распространенными (в процентном соотношении) проблемами:

  • текст вылезает за физические рамки экрана
  • мелкие детали (включая шрифт)
  • неудобное расположение интерактивных элементов (слишком близко друг к другу)
  • проблемы с метатегами

Каждую ошибку можно подробное развернуть: все на панели Google Search Console ориентировано на помощь вебмастеру.

Google Analytics

В Google Search Console можно и нужно интегрировать статистический сервис Google Analytics (его называют аналогом Яндекс.Метрики, но он лучше). Для этого нужно следовать текстовым подсказкам в разделе «Настройки».

Аналитика от гугла значительно расширяет возможности оптимизатора, потому что дает доступ к множеству данных. В зависимости от потребностей можно не только просматривать конверсию, но и корректировать фронтэнд, SMM или таргет.

Аналитика позволяет учитывать усредненный портрет потребителя на основе общих данных, на его основе интерпретировать целевые отчеты и формировать маркетинговую стратегию.

Google Search Console – важный инструмент любого веб-разработчика, который показывает одновременно технические и семантические данные. С его помощью можно устранить несовершенства (к примеру, мелкий шрифт в мобильной версии), скорректировать провалы в оптимизации или дополнить стратегию продвижения.

Алексей Таранов

Эксперт по SEO и диджитал-маркетингу с опытом разработки эффективных стратегий для бизнеса разных размеров.

Увеличьте конверсию вашего бизнеса

Получите профессиональный аудит SEO и стратегию продвижения, разработанную специально для вашего бизнеса.

Обсудить проект

Кто такой таргетолог: чем занимается, сколько зарабатывает и как им стать

Таргетолог: что это за профессия. Чем занимается специалист по таргетингу: обязанности, задачи и зарплата. Как освоить профессию: где пройти обучение.

7 мин. чтения

CRM-системы: что это, виды, функции, как выбрать, внедрить и настроить

Что такое CRM-системы. Зачем они нужны и как работают. Как выбрать, создать и настроить. Обзор полулярных CRM: преимущества и недостатки.

10 мин. чтения

Интернет вещей: что это за технология, как работает, примеры

Интернет-вещей: что это такое и как работает технология. Из чего состоит IoT. Применение технологии в разных сферах. Преимущества и недостатки.

5 мин. чтения

Как закрыть сайт от индексации?

Как закрыть сайт от индексации: подробная инструкция. Зачем это нужно | Способы закрытия сайта или отдельной страницы. Как проверить индексацию.

4 мин. чтения

Что такое воронка продаж и как ее построить

Каждый бизнес имеет воронку продаж, даже если ее структура четко не определена. По данным лидирующего разработчика программного обеспечения для автоматизации маркетинга Salesforce Pardot, 68% предприятий не измеряют свои воронки продаж, в результате чего 79% потенциальных покупателей никогда не превращаются в клиентов. Поэтому важно построение правильной, эффективной воронки для улучшения маркетинговых стратегий и увеличения конверсии на

12 мин. чтения

Баннерная реклама: что это, как работает и сколько стоит

Что такое баннерная реклама: какой она бывает, преимущества и недостатки рекламы на баннерах. Сколько стоит и где размещать. Как сделать продающий баннер и оценить эффективность.

5 мин. чтения

Что такое релевантность страницы: виды, факторы, способы проверить и повысить

Что такое релевантность страницы простыми словами. Какие факторы на нее влияют. Почему нерелевантные тексты попадают в ТОП. Анализ релевантности: как проверить и повысить.

8 мин. чтения

Яндекс.Услуги: как работает сервис, в чем его преимущества, как продвигать свой профиль

Преимущества и недостатки Яндекс.Услуг. Как заказчику найти исполнителя. Кому подходит сервис. Способы продвижения профиля.

4 мин. чтения