Google tag manager

На отслеживание тегов и регулирование маркетинговых активностей на сайтах приходится тратить немало времени и усилий. Сервис Google tag manager дает возможность маркетологам и сео-специалистам держать под контролем работу с тегами, управлять ими, тестировать, облегчает использование сторонних сервисов. Поэтому периодически возникают вопросы, касающиеся Google tag manager: как начать работать с этим сервисом и эффективно применять его на практике.

Чем полезен Google-менеджер

При передаче информации на сторонние сервисы о событиях на сайте, количестве посетителей, заполненных формах обратной связи необходимо прописать отдельный код для каждого из этих событий или действий, а в код сайта — внести отрезок пользовательского HTML или JavaScript. Это требует времени и усилий, сайт начинает работать медленнее, а при некорректном введении кодов наблюдаются нарушения качества работы сайтов.

Такие проблемы легко решает специальный инструмент, который позволяет отрегулировать отсылку показателей для дальнейшего анализа в сервисы AppsFlyer, Яндекс.Метрику, Google Analytics — Google tag manager.

С применением этого ресурса: 

  • проводится регулярный мониторинг конверсии
  • устанавливаются теги на сервисах ремаркетинга Google Ads, DoubleClick, Вконтакте, что позволяет воздействовать на людей, которые еще не сделали заказ или дополнительно продать что-нибудь тем, кто уже купил что-то
  • вносятся оригинальные HTML-скрипты: для демонстрации рекламы, организации А/В тестов
  • изменяются установленные ранее теги

Требуется один раз прописать на сайте специальный код, вся остальная работа по улучшению функциональности и введению в действие новых сервисов проводится с использованием диспетчера тегов.

Гугл менеджер приносит пользу и облегчает работу специалистам разного направления:

  1. Маркетологам, аналитикам. Они могут самостоятельно внедрять внешние сервисы, сделать результативной систему аналитики, отслеживать значимые KPI показатели.
  2. Директологам, таргетологам, СЕО-специалистам. Они производят ремаркетинг, оценивают эффективность рекламной кампании, самостоятельно настраивают цели.
  3. Агентствам, оказывающим услуги по интернет-маркетингу. Помогает оперативно и эффективно работать с аккаунтами заказчиков.
  4. Обладателям небольших сайтов. Позволяет своими силами, не привлекая разработчиков, регулировать веб-аналитику.

Google tag manager дает возможность даже самому неопытному пользователю преобразовать код сайта, не повредить его работе, не тратить деньги на привлечение специалистов.

Преимущества и недостатки

Диспетчер тегов обладает многочисленными возможностями, одновременно дает пользователям дополнительные преимущества. Он помогает сэкономить много сил, времени и средств. Использование google-менеджера абсолютно бесплатно.

Его преимущества:

  • предлагает большое количество готовых схем интеграции с другими ресурсами
  • любые изменения сохраняются внутри настроек, поэтому при совершении ошибки возможно открыть прежние версии, а также посмотреть, когда и кем вносились изменения
  • позволяет улучшить скорость загрузки страниц сайта
  • разработчики установили в него инструменты контроля, отладки, поэтому можно перед установкой протестировать систему
  • имеется возможность коллективной работы, достаточно дать доступ тем сотрудникам, с которыми необходимо сотрудничество
  • дает возможность доказать свои права на сайт для Search Console

Еще одно важное преимущество Google-менеджера: он имеет обширное комьюнити, форум специалистов, справку, где можно всегда задать вопрос и получить на него ответ.

Однако есть недостатки:

  1. Google Tag Manager не имеет онлайн-поддержку или внутренние отчеты.
  2. Не все владельцы сайтов сумеют установить самостоятельно код на сайт, отрегулировать его параметры. Им часто нужен специалист, знающий HTML, JavaScript, DOM. 
  3. Если повреждается код контейнера, что часто случается при внесении изменений, любой из тегов, созданных с его применением, перестает функционировать. Приходится искать ошибку, чтобы исправить ее.

Особенности и инструменты

Сервис GTM имеет свою иерархию, главным звеном которой является аккаунт. Он хранит все сведения для работы с Google-диспетчером. На один gmail-адрес разрешается настроить несколько аккаунтов, хотя обычно достаточно одного. Внутри аккаунта располагается контейнер, их может быть несколько, по одному на каждый из используемых ресурсов. 

Контейнер является первостепенным кодом GTM, его важно установить с целью запустить теги используемых сервисов. Это хранилище всех показателей любого ресурса, мобильного приложения или АМР-страницы.

Теги (tags) – отдельные фрагменты JS или HTML-кода, они требуют выполнения, к ним подключаются триггеры. Тег решает следующие задачи: проводит мониторинг трафика и действий посетителей, транслирует собранную информацию аналитику или иные приложения, запускает процедуры ремаркетинга, таргетинга, перестраивает контент для А/В тестов, рассылает электронные письма. Настройка тега производится самостоятельно, но можно работать с готовыми шаблонами от Google tag manager.

Теги не могут срабатывать при отсутствии заранее намеченных триггеров, применяются для активации триггера или его блокировки. Триггер всегда касается определенных событий: кликов или загрузок, сделанных посетителями, переходов по указанным ссылкам. Для него требуется поставить фильтры: ввести URL ресурсов, намеченных для срабатывания тега.

В Google Tag Manager существует четыре вида триггеров:

  1. Клик. Он может касаться ссылок, прочих объектов.
  2. Просмотр страницы. Возможно активировать тег на начало загрузки страницы или полную загрузку. 
  3. Взаимодействие пользователей. Это относится к количеству просмотренных видео, глубине просмотра аккаунта, отправки форм.
  4. Прочие. Сюда относятся установка таймера на приведение в действие тега, регулирование контроля ошибок JavaScript, создание события, которое не предусмотрено шаблонами.

Фильтры настраиваются с применением переменных, то есть выбранных параметров, их значений. Если перед владельцем сайта стоит задача отследить, сколько раз просмотрели его страницу, потребуется настройка триггера с таким же названием. Когда переменная Page URL будет принимать значение заданного сайта, триггер сработает. Отправленная информация о сделанных гостями шагах, представленных товарах, проведенных посетителями транзакциях сохраняется и передается по назначению именно с помощью определенных переменных.

Участок диспетчера тегов, где происходит работа с изменениями, вносятся правки называется рабочая область. Она может превратиться в версию, то есть сохраненную копию контейнера.

Google tag manager: настройка сервиса

После установки менеджера тегов сайтам обеспечивается доступ к серверам этого сервиса. Потребуется проработать теги отслеживания, подобранные к ним триггеры, переменные для упрощения и автоматизации процедуры настройки.

Первый шаг — регистрация на официальном ресурсе Google tag manager, где необходимо пройти авторизацию с применением Google-аккаунта. При его отсутствии необходимо вначале создать такой аккаунт, затем — авторизоваться в GTM:

  1. Зайти в меню, открыть окно «Создать аккаунт», вставить в него необходимые параметры, указать регион. Нажать «Далее».
  2. Создать контейнер: ввести наименование или просто вписать URL сайта, добавить место использования: на веб-сайте или приложении. Нажать кнопку «Создать».
  3. Появляется окно с кодом и указанием того, куда его добавить. Нужно скопировать в шапку своего аккаунта.

Настраивать Google менеджер начинают с переменных: сначала достаточно воспользоваться встроенными, позднее по необходимости можно настраивать свои. Нужно найти раздел «Переменные», выбрать подходящую из тех, что указаны в списке, или создать свою.

После этого устанавливаются параметры триггеров:

  1. Процедуру начинаем в разделе «Триггеры» с нажатия кнопки «Создать».
  2. Открываем область «Настройка триггера», здесь выбираем нужный: «Только ссылки» или другое.
  3. Обозначаем условие активации. Затем выбираем ранее настроенную переменную, вписываем ссылку, по которой нужно отслеживать переходы.
  4. Полученные параметры сразу же сохраняются.

 

Следующий этап — устанавливаете тег: 

  1. Открываете рабочее пространство и выбираете «Новый тег», отмечаете «Конфигурацию тега», выбираете тип: Google-аналитика — Universal Analytics. 
  2. Вводите идентификатор отслеживания. Он располагается в «Настройках ресурса», пункт — «Администратор».
  3. Определяете подходящий тип отслеживания. 

Нажмите кнопку «Сохранить», запустите предварительный просмотр, при отсутствии ошибок остается опубликовать контейнер. На нижней части страницы отображается тег и можно проверять верно ли работает аналитика. 

Google tag manager: настройка Гугл Аналитикс

После установки GTM невозможно сразу приступить к работе с ним: первым делом производится регистрация аккаунта Google Analytics. Затем потребуется заложить переменную «Настройки Google Аnalytics» и прописать определенные характеристики для тега:

  • тип — Universal Аnalytics
  • оставляем тип отслеживания «Просмотр страницы»
  • внутри настроек Google Аnalytics отмечаем недавно созданную переменную
  • чуть ниже из триггеров берем All Pages
  • сохраняем параметры

Второй и завершающий этап – размещение контейнера и ожидание результата. Жмем кнопку «Отправить» справа вверху страницы, затем – на «Опубликовать». При желании можно ввести наименование, описание.

В Google Analytics лучшие результаты обеспечивает изучение целей, а они создаются исходя из событий. В Google tag manager цели настраиваются по следующей схеме: 

  • Зайти в раздел «Установка цели», выбрать «Специальная цель»
  • Открыть «Описание цели», ввести наименование, выбрать «Тип цели», затем — «Событие»
  • Открыть раздел «Подробные сведения о цели». Ввести показатели из тега диспетчера

Знание GTM важно для каждого маркетолога, ведь от корректности информации зависит конечный результат работы. Ошибки при сборе данных ведут к дополнительным расходам и усилиям. Поэтому рекламную кампанию необходимо сопровождать веб-аналитикой для полного и реального представления о состоянии дел, оценивать результативность выбранной стратегии, оптимально выстраивать ремаркетинг.