Любой веб-мастер в душе перфекционист и хочет для своего сайта только лучшего: чтобы страницы летали, пользовательские факторы росли, а Google с Яндексом продвинули в топ без всяких ухищрений со стороны. Однако безобидная надпись «cтраница не найдена» может разрушить далеко идущие планы, огорчить поисковики и охладить интерес посетителей. В этой статье мы разберем, что значит ошибка 404, откуда берется эта неприятная неисправность, насколько она опасна для сайта и как быстро внести необходимые исправления.
Что означает ошибка 404 или жаль, страница не найдена
Код ошибки 404 – не конец света, он всего лишь означает, что браузер не нашел на сервере предложенную ссылку (урл по протоколу http). Его больше нет или никогда и не было – причины не так уж важны, ведь пользователь с большой долей вероятности расстроился и ушел с подотчетного ресурса (то есть вся работа по привлечению и вовлечению насмарку).
Цифровой код ответа появился не случайно:
- первая 4 означает ошибку ввода адреса и слишком долгий ответ на запрос
- 0 посредине обозначает неточность синтаксиса
- вся суть в 4 в конце, она «рассказывает» об отсутствии запрошенного url
Чем больше внешних и внутренних ссылок вели на эту страницу, тем больше посетителей и денег будет потеряно. Поэтому разбираться, почему сайт выдает 404, и исправлять нужно как можно быстрее.
Почему появляется ошибка 404:
- Битая ссылка – то есть нерабочая внутренняя гиперссылка, сео-мусор, который никуда не ведет. Часто возникают после обновлений, удаления неактуальных материалов, при невнимательном отношении к внутренней перелинковке.
- Неправильно набранный http значит, что фактически формируется запрос на не существующую в реальности страницу.
- Страница удалена, поэтому закладка или редирект ведут в пустоту.
- Изредка ошибку 404 выдает сервер при некорректной работе. Тогда у сайта наблюдается ворох других симптомов.
Как влияет на продвижение ошибка 404 (Not Found)
Кровью и потом вебмастеров доказано, что посетители не любят не находить страницы там, где хотели бы что-то найти. Естественная реакция большинства аудитории – уйти в поиск, а то и запомнить адрес сайта и никогда больше не возвращаться.
Важно! Номинально и Яндекс, и гугл настроены к не найденным урлам с ошибкой 404 толерантно. Однако надо и честь знать: процент 404 ошибок сервера не должен выходить за рамки разумного (статистически, даже 1% много).
Если http с ошибкой 404 много (к примеру, множество эффективных внешних ссылок ведут на удаленные страницы на сайте), то это ударит по показателям посещаемости:
- увеличится процент отказов
- сократится среднее время пребывания на сайте
- снизится глубина просмотров
- пользователи будут все чаще возвращаться с сайта в поиск
Поисковые алгоритмы расценят ситуацию как ухудшение пользовательских факторов и понизят ресурс в выдаче.
Как должна выглядеть страничка с ошибкой
Если жизнь преподносит сплошные лимоны, сделай из них… Правильно, высококонверсионную страничку! Это значит, что абсолютную бесполезную ошибку 404 (Not Found) нужно конвертировать хоть во что-нибудь. Оставлять унылую страничку, рассчитывая, что пользователь проявит сознательность и как-то сам найдет, что ему нужно – ничем не подкрепленная самоуверенность.
Варианты, как поступить с ошибкой 404 на сайте:
- Разместить смешную картинку с остроумной надписью и предложением почитать/посмотреть что-то другое.
- Организовать простой и понятный переход на главную страницу, где пользователь получит максимум новой информации.
- Предложить меню с кликабельными ссылками.
- Рассказать о группах в соцсетях или поделиться планами на будущее (вовлечь посетителя).
- Сделать подборку из популярных товаров (для магазина) или статей (для информационного ресурса).
С креативным подходом цель исправить ошибку даже не стоит, ведь значение ее вырастет. Она превратится в преимущество, своеобразный лендинг, на котором посетителя подхватывают под руки и ведут дальше по сайту. Любой переход с пустой страницы хоть куда-то дальше по сайту снижает отказы и улучшает в глазах поисковиков пользовательские факторы. Поэтому перехода кровь из носу нужно добиться – причем исключительно честными методами, без всяких редиректов.
Правила оформления
Хорошо прописанная, ясная, четкая и соответствующе оформленная страница с Not Found сгладит разочарование посетителя и принесет замаскированные извинения. Извиняться напрямую не стоит: интернет – агрессивная среда, могут не понять.
Два главных поисковика рунета не остались в стороне. У них тоже есть собственный взгляд на проблему:
- Яндекс советует сделать страницу выделяющейся, желательно контрастирующей с общим стилем ресурса. Пусть пользователь, попавший на 404, вздрогнет и осознает бренность бытия.
- Google традиционно противоречит главному поисковику рунета. Глобальный гигант рекомендует выдержать «не найденную» страничку в общей концепции, чтобы никого не пугать, а только лишь создавать комфортную среду. Гугл советует дать возможность пользователям сообщать вебмастеру о возникших сбоях (это поможет быстрее исправить все погрешности и вернуть ценный контент).
Оба поисковика сходятся во мнении, что на 404 нужно объяснить, что с ней не так и предложить посетителю пути отступления – полезные материалы или другое решение.
Где видны все проблемы?
Сайт-визитку легко просмотреть постранично, но с многотысячными порталами понадобятся автоматизированные средства или предустановленное ПО, чтобы выявить и устранить нерабочие адреса. Помогает использование бесплатных метрик поисковых систем:
- В Search Console Google «потеряшки» находятся в «Ошибки сканирования». Может понадобится подтвердить право на редактирование, отослать текстовый файл с данными DNS.
- В Яндекс.Вебмастер в «Индексировании» нужно искать исключенные из поиска страницы.
Также существуют платные и бесплатные программы – SiteAnalyzer, Screaming Frog, Netpeak Spider.
Ошибка 404: как исправить
Перед тем, как пытаться что-то исправить, нужно понять, почему сервер выдает то, что выдает, а не то, что надо. Обнаружив проблемы, веб-мастер приступает к их устранению:
- Если дело в том, что со стороннего ресурса пользователи переходят по ссылке на страницу, которой не существует, нужно настроить редирект 301 на информативно релевантную.
- Если внутренняя ссылка в результате неаккуратных действий ведет в пустоту, нужно ее «отремонтировать» — то есть заменить рабочей или вовсе удалить.
Удалять вручную неработающие ссылки – долгий и кропотливый труд. Для автоматического контроля состояния внутренних и внешних урлов (краулинга) давно существуют плагины или специальные программы.
Профилактика – лучшее лечение (и ошибки 404 на сайте тоже)
Вместо того, чтобы лихорадочно размышлять, как исправить ошибку 404, ее можно не допустить. Профилактика в данном случае дело кропотливое и затратное, но всегда окупается.
Что делать:
- Не перекидывайте адреса. Из-за этого теряется ссылочная масса, закладки у постоянных посетителей и появляются подозрения у поисковых алгоритмов.
- Избегайте опечаток и неверного трактования: несмотря на то, что сейчас практически никто не набирает урлы вручную, все равно старайтесь делать его максимально четким и легким в написании.
- Используйте надежный сервер, нормального хостера и приличную CRM. Все внутренние ревизии и перелинковки проводите не вручную, а с помощью плагинов, которые при необходимости можно откатить назад.
Страничка 404 – это повседневная реальность для большинства ресурсов. Не стоит забывать о «потеряшках»: при накоплении критической массы они вполне способны утянуть на дно даже благополучный сайт.