Как пользоваться Яндекс.Вордстат - приручаем поисковые системы

Каждый день Яндекс обрабатывает миллионы поисковых запросов со всех уголков мира. Люди спрашивают, как впечатлить девушку на первом свидании, сколько лет Пугачевой, где ближайшая автомойка или какая совместимость у рака с овном. Опираясь на данные запросы, Яндекс собирает статистику о том, что ищут самые разные люди.
Скриншот Яндекс Вордстат "Как впечатлить девушку"
Поэтому запоминаем, если мы хотим “впечатлить девушку”, то первым пунктом обязательно будут идти стихи.  Но сейчас нас мало интересует тема любовных отношений и гороскопа, ведь мы можем использовать информацию о поисковых запросах в интересах бизнеса. Тем более, что у Яндекса есть инструмент, который позволяет узнать о интересах и географии нашей целевой аудитории. Главное — уметь с этой информацией работать.

Как работает Яндекс.Вордстат?

Про этот сервис знают, наверное, все, кто связан с миром Digital и электронной коммерции. Начиная с автора, который хочет сделать свою статьи действительно полезной и интересной для читателя, заканчивая начинающим бизнесменом, который хочет узнать, востребованы ли его услуги в определенном городе или стране.

Яндекс Wordstat — это бесплатный сервис подбора ключевых слов, позволяющий оценить пользовательский интерес к определенной тематике, товару или услуге. Благодаря сервису вы можете получить информацию о количестве и частоте запросов в поисковой системе Яндекс по заданной фразе. Также, Яндекс Wordstat можно использовать для подбора ключевых слов при запуске контекстной рекламы, анализа популярности поисковых запросов или сбора семантического ядра для SEO-продвижения сайта.

Аналогов в рунете достаточно, но они не пользуются особой популярностью. Например, Bukvarix, База Пастухова, UP-base, МОАВ, SEMrush. Все они платные, а если и есть что-то неистребимое в человеческой душе, то это определенно тяга к халяве.

Какие данные мы можем узнать из Вордстата:

  • количество запросов по определенной фразе или слову;
  • похожие запросы;
  • частотность запросов по регионам;
  • с каких устройств делают запрос;
  • как меняется частотность в течение нескольких лет.

Wordstat может принести пользу любому бизнесу. Так, таргетологи могут понять, какие поисковые запросы включать в настройки рекламного кабинета, SEO-специалисты — подобрать ключевые слова и могут сделать сайт более привлекательным для поисковых систем, а маркетологи и бизнесмены смогут выяснить, насколько востребован их продукт в определенном регионе.

Как пользоваться Вордстат?

Сценариев может быть множество. К примеру, вы захотели открыть прокат вечерних платьев в Томске. Можно полагаться на интуицию, а можно обратиться к Вордстат. Так вы сможете узнать, будет ли ваше предложение пользоваться спросом и какие формулировки при запросе использует ваша целевая аудитория чаще всего. 

Для начала нужно перейти по адресу wordstat.yandex.ru и пройти авторизацию. Это можно сделать даже с телефона. Если у вас есть почта на Яндексе, то проблем не возникнет. Если нет — завести ее не составит труда. В правом верхнем углу вы увидите кнопку “Почта”, нажимаете на нее и затем регистрируетесь. Далее в поисковой строке введите ключевое слово или фразу, а затем нажмите “Подобрать”. 

 
Вечерние платья напрокат Томск - Яндекс вордстат
Цифры справа — это количество показов в месяц.  Благодаря этой информации можно спрогнозировать, будет ли популярен такой запрос. Как видите, томских девушек мало интересуют платья напрокат. Но, может быть, они захотят их покупать? Здесь картина уже получше. И можно увидеть другие вариации запросов, которые пригодятся для дальнейшего продвижения.
Купить вечерние платья Томск
Если же вы хотите открыть магазин вечерних платьев и не знаете, в каком городе лучше это сделать, тогда к вашим услугам кнопка “по регионам”. Здесь показана частота запросов в определенном городе или округе. Так вы можете понять, в каком регионе ваше предложение будет пользоваться спросом. 
Вечерние платья - Яндекс Вордстат статистика

Можно выбрать несколько регионов. Для этого нужно нажать кнопку “Все регионы” и отметить те, которые нам нужны.  Обратите внимание на графу “Региональная популярность”. Проценты — это доля, которую занимает регион в показах по этому слову. Если показатель 100%, то можно считать, что фраза имеет обычный спрос, больше — повышенный, меньше — пониженный.

Делаем вывод, что в Москве имеется повышенный спрос на вечерние платья, а в Санкт-Петербурге — пониженный. Кстати, здесь ещё есть возможность посмотреть частотность фразы на карте.

Также можно узнать, когда именно ваш товар больше всего интересует потенциальных клиентов. Возьмем что-нибудь очевидное, например запрос “елочные игрушки” и кликнем по истории запросов.

Елочные игрушки - история запросов из Яндекс Вордстат
Из графика становится понятно, что пик интереса приходиться на 2-ю и 3-ю неделю декабря. Для елочных игрушек это вполне логично. Но есть ниши, где сезонность играет важную роль и при этом не является такой очевидной.

Лайфхаки

Если есть необходимость, вы можете сузить поиск с помощью знаков препинания:

  • восклицательный знак (!). Если его поставить перед словом, то получите точное вхождение слова без изменений;
  • плюс (+). Постановка перед словом означает, что оно должно обязательно присутствовать в запросе;
  • минус (-). Его использование перед словом поможет убрать все словосочетания, в которых есть это самое слово;
  • кавычки (“”). Благодаря кавычкам мы можем увидеть только те словосочетания или слова, которые находятся в них.

Распространенные ошибки при работе с Wordstat

  • Использовать широкий запрос. Если не использовать уточняющие слова, то вордстат будет выдавать некорректный результат. Большое количество показов по фразе совсем не означают, что реклама по этому слову будет эффективной. Если использовать уточнения, показов будет меньше, зато найденные сочетания будут целевыми. Это значит, что реклама будет эффективной;
  • Не учитывать, что яндекс выдает статистику только за последние 30 дней. Это важно, если вы собираетесь узнать информацию о каком-то сезонном продукте. Например, популярность запроса о елочных игрушках в июле будет неинформативной;
  • Использовать слишком много ключей. Система не распознает ключи, состоящие более чем из 8 слов;
  • Не учитывать синонимы. Пользователи часто при запросе используют синонимы, не стоит их игнорировать.

Также не стоит игнорировать окончания. Часто такая мелочь может полностью изменить смысл фразы.

Стоит ли доверять данным Вордстат?

Нужно не забывать о том, что не все поисковые запросы идут через Яндекс. На данный момент в системе сосредоточено примерно 50% поискового рынка рунета. А еще большинство смартфонов и планшетов на базе Аndroid по умолчанию имеют поиск Google. Но если учитывать эти нюансы, то можно получить объективную оценку. 

Не стоит перекладывать всю ответственность на сервис. Он — лишь ваш помощник. Перед тем, как начать работать с Вордстат, нужно вникнуть в нишу и изучить терминологию. Яндекс Вордстат — отличный инструмент для бизнеса. Но, как и со всеми инструментами, с ним нужно уметь правильно работать и анализировать информацию.