Собираем, чистим и группируем семантическое ядро: инструкция для SEO-новобранцев

Душа каждого сайта — семантическое ядро. Именно от него зависит, будет сайт “жив” или уйдет на вторую, третью, десятую страницу поисковой системы.

Что такое семантическое ядро

Семантическое ядро — это упорядоченный набор слов, их морфологических форм и словосочетаний, которые наиболее точно характеризуют вид деятельности, товары или услуги, предлагаемые сайтом.

Ну, именно так написано в википедии..

Мы же говорим, что семантическое ядро — это основа любого сайта, список ключевых запросов, по которому вас будут находить пользователи. Фразы должны максимально подходить по смыслу и соответствовать определенным страницам.

Для чего нужно семантическое ядро

Знание ключевых слов помогает решить многие задачи. Вот некоторые из них.

  • Маркетинговый анализ. Вы можете подобрать ключевые слова и поисковые запросы, чтобы проверить популярность товаров или услуг в определенном городе, или стране, или в определенное время года. Можно узнать насколько часто ищут вас или ваших конкурентов.

  • Создание структуры сайта. Семантическое ядро поможет вам сформировать структуру будущего сайта, которая понравится и поисковым системам, и вашим клиентам. От подобранных запросов будет зависеть то, в каком виде лучше организовать меню и внутреннюю связь между страницами, а также какие страницы нужно создать в первую очередь, а какие могут и подождать.

  • Оптимизация страниц на сайте. Зная ключевые слова, по которым пользователи ищут ваш товар или услугу, вы можете понять, как дать наиболее точный и полный ответ на запрос потенциального клиента. Например, если есть запрос со словом “цена”, и при этом на вашей странице он не указан, то вы не получите хороших позиций по этим ключевым словам.

  • Составление технических заданий на тексты. Без семантического ядра вы не сможете понять, какие темы дать копирайтеру для статей, ведь они должны быть заточены под правильное восприятие поисковиков.

  • Новые разделы и страницы. Когда вы увидите ключевые слова и запросы по вашей тематике, то поймете, что о многих из них даже не подозревали. Таким образом можно найти новые идеи для расширения ассортимента.

  • Текстовые ссылки (анкоры). Правильно подобранные ключевые слова помогут определиться с тем, какие запросы подойдут для анкоров.


Где же искать ключевые слова и как собрать семантическое ядро? Можно использовать такие сервисы, как Яндекс.Вордстат. Это платформа для подбора слов, позволяющая оценить пользовательский интерес к определенной тематике, товару или услуге. Там вы можете получить информацию о количестве и частоте запросов в Яндексе по заданной фразе.

Какие бывают ключевые слова

Для начала определимся, что такое ключ — это слова в тексте, которые помогают выявить его тематику.

wordstats

1.1. Ключевые слова по частотности делятся на три группы.

Высокочастотные. Те ключевые слова, у которых обычно среднее количество показов в месяц от 10 000. Это очень обобщенные запросы, из которых не совсем понятно, что именно хочет человек.

Ямайка. Хочется посмотреть виды Ямайки, послушать песню, или отправиться в путешествие? Непонятно.

ЕГЭ. Нужно узнать результаты ЕГЭ, найти репетитора или почитать новости по этой теме? Хочется больше конкретики.

wordstatНоутбук. А тут мы ищем обзоры на них или хотим купить?yandex wordstats

По такому запросу пользователь может наткнуться на ваш сайт и сразу же покинуть его, ведь окажется, что здесь нет того, что он искал. Но плюсы у таких ключей тоже есть. Благодаря им на ваш сайт может перейти большое количество пользователей, среди которых могут оказаться и потенциальные клиенты. Делать упор на них очень рискованно, но и сразу отбрасывать тоже не стоит.

Среднечастотные. Это ключи с 1 000 — 10 000 показов в месяц.

Они могут быть такими:

  • Путешествие на Ямайку;
  • Как сдать ЕГЭ;
  • Купить ноутбук.

Как видите, по сравнению с предыдущими вариантами, запрос более точный. По таким ключам приходит заинтересованная аудитория. Это именно те запросы, на которые следует сделать упор при продвижении сайта.

Низкочастотные. Это узконаправленные запросы. Обычно состоят из 5-8 слов. Чаще всего, количество показов от 1 до 500 в месяц.

Они могут быть такими:

  • Путешествие на Ямайку из Краснодара на 7 дней;
  • Как подготовиться к ЕГЭ по математике за полгода;
  • Ноутбук HP и Lenovo сравнение.

Посетители, которые перешли на ваш сайт по низкочастотному запросу, с большей вероятностью исполнят целевое действие. А еще из-за низкой конкуренции таких запросов продвигать сайт гораздо проще.

1.2. Ключевые слова делятся и по типу.

Коммерческие. Это запросы от “горячих” клиентов, от тех людей, которые уже знают, что хотят.

“Купить ноутбук Краснодар”.

yandex wordstat

Информационные. Здесь от вас хотят только получить какую-то информацию без коммерческого подтекста. Это любой запрос, который начинается со слов “как”, “где”, “сколько”, “подборка”, “почему” и т.д.

Медийные. Люди нередко ищут, где скачать видео или какие-нибудь файлы. Как ни странно, такие запросы тоже могут привести к вам клиента.

Навигационные. Это когда пользователи ищут какую-то определенную компанию, официальный сайт известной личности и т.д. В таком случае, если читатель перейдет на ваш сайт и поймет, что попал не туда, то он просто выйдет и продолжит искать то, что хотел. Это может негативно повлиять на продвижение.

Обобщенные. Хороший пример — слово “мир”. Что пользователь имел в виду? Планету? Мир во всем мире? Дебетовую карту? Телеканал? Вариантов может быть масса.

1.3. Поисковые операторы и виды частотности.

Поисковые операторы — это специальные символы, которые добавляют к поисковому запросу для его уточнения.

Эти операторы одинаковы для Yandex и Google:

    • Кавычки “” выдают страницы в точной формулировке.
yandex-wordstats
    • Восклицательный знак ! фиксирует форму слова. Если использовать кавычки и восклицательный знак одновременно, можно зафиксировать количество слов в поисковом запросе и их форму.
    • Плюс + ставят перед словом, которое обязательно должно находиться на странице.
    • Минус — исключит страницы, на которых это слово используется.
yandex-wordstat
  • Звездочка * позволяет подставить во фразу пропущенные слова. Работает только в том случае, если фраза заключена в кавычки.

Также есть продвинутые операторы. Они разные для поисковых систем.

Частотность запроса — количественная величина обращений пользователей по конкретной фразе за определенный период. Частота показывает, сколько раз люди вбивали в поисковую строку какой-либо запрос в течение месяца.

Базовая частотность. Это частотность, которая отображается при вводе слова в вордстат без синтаксиса.

Частотность в кавычках. Как мы уже говорили выше, кавычки в поисковом запросе нужны для того, чтобы отсечь те варианты, где встречаются другие слова.

Частотность в кавычках с восклицательным знаком. Чтобы исключить другие словоформы, добавляем восклицательный знак.

Точная частотность с учетом порядка слов. Оператор кавычки и восклицательный знак не учитывают порядок слов. Если для вас это важно, можно использовать оператор скобки [ ]. Если вы добавите еще кавычки и восклицательный знак, то получите точный запрос.

Как подбирать ключевые слова

От того, правильно вы подберете ключевые слова или нет, зависит продвижение вашего сайта. Есть несколько способов это сделать.

1.1. Маски запросов. Это то, с чего начинается любая работа с семантическим ядром. Маски ключевых слов еще называют базисами.

Для того, чтобы их собрать, нужно немного постараться. Для удобства можно даже составить таблицу.

maski-excel

  • Подумайте, какие общие фразы описывают ваш продукт, как его называет ваша целевая аудитория, какие еще есть формулировки, синонимы и варианты написания;
  • Проверьте фразу в Wordstat. Здесь желательно использовать широкий запрос. Так вы получите максимальное количество вариантов. Но если у вас локальный бизнес, регион нужно указать обязательно;
  • Посмотрите похожие запросы в Wordstat. Не копируйте их, а используйте как идеи.
  • Изучите источники семантики. Здесь вам помогут поисковые подсказки Яндекс и Гугл. Вводите первое слово по вашей теме, а дальше поисковики сами предложат варианты. Также можно заглянуть в статистику запросов Mail.ru, сервисы синонимов, форумы, Alt-теги к картинкам в поисковой выдаче, планировщик ключевых слов Google, сайты конкурентов и т.д.

1.2. Чистка запросов.

Правильное семантическое ядро не содержит “мусора”, поэтому его необходимо чистить от нерелевантных запросов. Нецелевые слова могут сыграть с вами злую шутку и утопить в поисковике.

Если вы продвигаете сайт с кухнями на заказ, то словосочетание “азиатская кухня” или “русская кухня” вам не подойдут. Вы можете исключить такие запросы вручную.

Есть и автоматическая чистка с помощью различных сервисов. Заявлено, что они убирают повторяющиеся фразы, лишние символы и даже очищают ядро от нулевых запросов. Но они могут только сократить объем работы по чистке, вам в любом случае придется просмотреть все запросы в ручную. И есть риск потерять важные запросы.

У каждой такой программы есть и другие недостатки. В некоторых из них постоянно появляется капча от Яндекса, а если вы решите обойти ее, нужно подключать прокси, антикапчу и т.д. Любой сервис не может работать идеально, поэтому есть вероятность, что он может удалить и важные запросы.

Группировка ключей

Каждая группа ключей продвигается на отдельной посадочной странице. Они группируются с учетом схожести поисковой выдачи по ним, следовательно продвигать коммерческие и информационные запросы на одной странице нельзя. Это приводит к тому, что релевантность страницы “размывается”.

excel
Есть два вида группировки ключевых фраз и слов:

  • Soft. Это когда попарно сравнивается выдача по всем запросам, и если в ТОП-10 есть заданное количество одинаковых результатов (от 1 до 10), то ключи объединяются. В soft содержится слишком широкая семантика. В этом случае ключи нужно “вычищать”, чтобы получить результат. Такой вид кластеризации подходит для информационных проектов;
  • Hard. Результаты выдачи сравниваются как попарно, так и между всеми запросами внутри кластера. Те из них, по которым нет заданного количества одинаковых результатов поиска, выпадают из группы. Такую кластеризацию считают более точной. Ее используют для коммерческих проектов;
  • Ручная. Если объем работы не сильно большой или вы не доверяете сервисам автоматической группировки, то лучше делать собственными руками. Так вы сможете получить максимально качественную структуру сайта.

Как собрать семантическое ядро: сервисы, которые вам помогут

Есть как платные, так и бесплатные сервисы.

Начнем с бесплатных:

  • Яндекс Wordstat. Один из самых популярных и полезных сервисов. К тому же, он очень прост в использовании. Здесь вы можете выбирать даже устройство, с которого пользователи ищут информацию.
  • Google Keyword Planner Tool. Этот сервис очень схож Яндекс Вордстат. Хорошо подходит для работы с контекстной рекламой и помогает выявить стоп-слова.
  • Rambler Adstat. Это сервис используют как вспомогательный инструмент. С помощью него удобно искать низкочастотные запросы. Он, в отличие от предыдущих, показывает точные словоформы, заданные пользователем.
  • Статистика Mail.ru. Его можно использовать как вспомогательный инструмент для того, чтобы разбавить уже имеющийся список. Сервис не требует регистрации аккаунта.

Платные:

  • KeyCollector. Включает в себя поиск новых ключевиков в Яндекс, Гугл, Рамблер, определение релевантных страниц и ручную кластеризацию, сбор поисковых подсказок и многое другое. Цена вопроса — от 1800 рублей. Каждая следующая покупка дешевле на 25%.
  • Serpstat. Это многофункциональный сервис. С его помощью можно создавать расширенное семантическое ядро, настраивать контекстную рекламу, проверять веб-сайты по различным характеристикам. Стоимость — от $19 до $299 в месяц.
  • Rush Analytics. Дает полную аналитику оптимизации сайтов, SEO-продвижения, сбора семантического ядра и проверки различных опций интернет-страниц. У этого сервиса доступная цена. От 1 копейки за 500 подсказок с одной фразы.

Можно использовать один сервис, но лучше их миксовать. Работа с семантическим ядром трудоемкая и требует внимания к каждой детали. Только в таком случае вы сможете добиться результата.